Новости с Oasis-Festival.

Толкование Вагнером истории и эволюции

26.08.2016

В книге Вагнера утверждается приоритет драмы, доминирующая роль поэтической идеи, которая олицетворяет мужское начало по отношению к музыке - началу женскому, бессильному созидать без помощи поэзии. Тем не менее писал он не просто драмы, а музыкальные драмы, и его собственные творения и опровергали, и уточняли его теоретические заверения. Музыка была его стихией. Посредством музыки прежде всего философ и художник Вагнер передавал публике беспокоящие его и представляющиеся ему особенно важными идеи. Но музыку эту с трудом признавали музыкой.

Еще раз, последний, следует процитировать Томаса Манна, ибо лучше и точнее сказать по этому поводу нельзя: «Музыка Вагнера так же мало является музыкой, как мало является литературой драматическая основа, которая, дополняя эту музыку, придает ей облик поэтического творения. Ее можно считать символом, мифом, эмфатикой - всем, чем угодно, но не музыкой в том чистом и полноценном значении, которое вкладывали в это слово смятенные судьи искусства». Многозначительный парадокс творений Вагнера Манн увидел в том, что тексты, вокруг которых обвивается музыка, наделяя их полнотой и претворяя в драму, «не суть достояние литературы, но зато музыка подлинно принадлежит ей». Эта музыка, которая кажется «бьющей наподобие гейзера из древнейших, прекультурных глубин мира», пронизана мыслью, рассчитана, изощренно умна - «столь же продуманна литературно, как музыкально продуманны ее тексты». Просто странно требовать, чтобы это «нанизывание символических мотивов-цитат, покоящихся, словно обломки скал, в бурном потоке стихийных музыкальных изъявлений, чтобы оно воспринималось как музыка в духе Баха, Моцарта и Бетховена». Протяжной станок купить, чтобы автоматизировать рабочие процессы. Он обладает высокой производительностью и мощностью.

Музыка Вагнера - не музыка? Пьесы Шоу - не пьесы? Такое выпадает только на долю новаторов. С завершителями это обычно не случается. Не признанная сразу драматургия Шоу была слишком продуманна с точки зрения публицистики, с точки зрения приемов ораторского искусства, а также отчасти оперы, являясь тем не менее, конечно, драматургией, в первую очередь и прежде всего драматургией и только ею.









Подкатегории