Новости с Oasis-Festival.
Способность к практически-интеллектуальной деятельности
31.10.2016Делая ряд безрезультатных усилий, чтобы достать отдаленный плод с помощью двух коротких палок, «опечаленная» обезьяна совсем случайно втыкает одну палку в другую и поражается достигнутым результатом. Будучи любознательным животным, она стремится воссоздать процесс складывания палок уже независимо от доставания плода. Это стремление порождает неизвестную до этого животным потребность в повторении действия самого по себе, в процессе удовлетворения которого обезьяна осуществляет определенный предметно-интеллектуальный анализ ситуации, практическое обобщение свойств предметного мира, устанавливает причинно-следственные связи между предметами как средствами и плодом как целью. Иными словами, животное пытается понять объект посредством употребления. Практический интеллект обусловливает постановку первой осознанной цели по воспроизведению действия, а это в свою очередь ведет к осознанному применению известных средств в непредвиденной ситуации и в конце концов к осознанному использованию определенных предметов как орудий для удовлетворения насущных потребностей. Хотите выгодно сдать ценные вещи? Загляните в ломбард метро. Здесь вам предложат хорошие деньги.
Исследования многих ученых (В. Келера, Н. И. Ладыгиной-Котс, И. Ю. Войтонис, Э. Г. Вацуро, Г. Ф. Хрустова и др.) показали, что высокоорганизованные животные, например шимпанзе, способны не только использовать готовые орудия, но и изготовлять их. Под влиянием деятельности по использованию и изготовлению орудий в психике шимпанзе путем опыта вырабатываются не только определенные эталонные образы, выступающие своеобразными мерками, желанными нормами при оценке предметов, используемых для обработки других, но и формируются близкие к представлению мысленные предвидения деятельности с этими предметами. На этом уровне сенсомоторный интеллект животных достигает своей вершины, поскольку отсюда начинается интериоризация (перенесение в психику) предметных операций, что и является собственно началом репрезентативного мышления.