Новости с Oasis-Festival.
Эдипов бунт
09.01.2021В эпиграфе к «Толкованию сновидений» Зигмунд Фрейд провозглашает: «Если не трону небесных богов, ад всколыхну Я». Этой цитатой из «Энеиды» основатель психоанализа «хотел показать напряжение вытесненных инстинктивных импульсов». Именно здесь, по-видимому, и следует искать связь между первооткрывателем бессознательного и дерзкими новаторами венского искусства — Густавом Климтом (1862-1918), Эгоном Шиле (1890-1918) и Оскаром Кокошкой (1886-1980). Выражая и тем самым освобождая подавленные инстинкты и подсознательные желания, эти художники в самом начале века тоже будто бы всколыхнули ад.
Однако это освобождение было далеко не простым. Ничем не скованное выражение не слишком типично для искусства, тем более — для психоанализа, и Фрейд ни в коем случае не поддержал бы его: консервативный коллекционер памятников древнеегипетской и других восточных культур, к художникам-модерни- стам он относился настороженно. Связь между этими четырьмя венскими современниками лучше описывается понятием «работа сновидения», предложенным Фрейдом в «Толковании сновидений». Согласно этому эпохальному исследованию, сон есть «ребус», бессвязное повествование в образах, борьба скрытого желания, стремящегося к выражению, с вытесняющим его внутренним цензором. Наиболее провокационные картины Климта, Шиле и Кокошки, преимущественно портреты, часто подразумевали именно такой конфликт: борьбу между выражением и подавлением, экспрессией и репрессией у модели и художника одновременно. Возможно, их искусство активнее, чем какой-либо другой модернистский стиль, ставит зрителя в позицию психоаналитика.
Любите играть в казино и хотите стать успешным гемблером? Начните играть онлайн казино вулкан 24 бесплатно, а после переходите к реальным ставкам.
Несмотря на то что Париж более прославлен как столица модернизма, Вена была свидетельницей нескольких событий, имевших парадигматическое значениедля авангарда рубежа веков. Первым был сам акт «раскола» (secession): в 1897 году группа из девятнадцати художников (включая Климта) и архитекторов (включая Йозефа Марию Ольбриха [1867-1908] и Йозефа Хоффмана [1870-1956]) отделилась от Академии художеств и создала самостоятельную институцию, имевшую даже собственное здание [1). В противовес старой академической гвардии Сецессион защищал новое и молодое именем принятого им международного стиля — art nouveau по-французски, Jugendstil по-немецки (доел. «стиль молодых»). Типичным для авангарда стало и то, что эта защита провоцировала громкие скандалы. Первый случился в 1901 году, когда Венский университет отверг зловещую картину Климта на тему философии, на что тот ответил другой, еще более шокирующей картиной на тему медицины. Затем в 1908 году, после постановки мрачной драмы о страсти и насилии «Убийца, надежда женщин», Кокошки ее автор был уволен из Школы искусств и ремесел, что стало первым изгнанием в его долгой кочевой жизни. И наконец, в 1912 году власти обвинили Шиле в похищении и совращении несовершеннолетней, посадили в тюрьму на двадцать четыре дня и сожгли многие из его сексуально откровенных рисунков.
Эти скандалы устраивались не с целью пощекотать нервы буржуа — они указывали на глубокий раскол между реальностью частной жизни и общественной моралью тогдашней Вены. Новое искусство возникало в пору агонии Австро-Венгерской империи и было симптомом того, что историк Карл Э. Шорске назвал «кризисом либерального эго» при старом порядке. Здесь снова проявляется связь с Фрейдом: такое искусство свидетельствует не столько об освобождении Я, сколько о внутреннем конфликте субъекта с грозной властью (академией или государством), в терминологии Фрейда — со Сверх-Я, наблюдающим за всеми нами: «кризис культуры отличался противоречивым сочетанием коллективного эдипова бунта и нарциссического поиска новой идентичности» (Шорске).